Витраж своими руками в домашних условиях

Витражи многие столетия заставляют людей восхищаться своей непередаваемой красотой. Несмотря на то что истоки зарождения этого вида искусства таятся в глубине веков, оно и сегодня нисколько не потеряло своей актуальности и востребованности. Это вполне логично объясняется тем, что подобный декор при красивом и аккуратном исполнении способен привнести в любое помещение не только уют и домашнее тепло, но и особую оригинальность оформления интерьера.

Витраж на стекле своими руками

Витраж на стекле своими руками

Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии. Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать «классику».

Разнообразие витражных стилей и техник накапливалось постепенно, с учетом секретов старых мастеров и новых наработанных практик. Многие применяемые и сегодня, и их обязательно нужно рассмотреть перед тем, как определиться, какой вариант наилучшим образом подходит не только по рисунку, но и по сложности самого технологического процесса.

Содержание статьи

  • 1 Какими бывают витражи по технике исполнения и стилю
    • 1.1 Техники исполнения витражей
      • 1.1.1 Классическая техника
      • 1.1.2 Английская или пленочная техника
      • 1.1.3 «Фьюзинг»
      • 1.1.4 «Тиффани»
        • 1.1.4.1 Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»
      • 1.1.5 Пескоструйная техника
      • 1.1.6 Литая техника
      • 1.1.7 Техника травления
      • 1.1.8 Расписной витраж
      • 1.1.9 Контурная заливная техника
    • 1.2 Стили витражей
      • 1.2.1 Античный стиль
      • 1.2.2 Древнеегипетский стиль
      • 1.2.3 Готический стиль
      • 1.2.4 Индийский стиль
      • 1.2.5 Стиль модерн
      • 1.2.6 Стиль арт-деко
      • 1.2.7 Витраж в абстрактном стиле
      • 1.2.8 Детский витраж
  • 2 Изготовление витража своими руками
    • 2.1 Создание витража в технике росписи стекла
    • 2.2 Создание витража в пленочной технике

Процесс изготовления витражного стекла наливным методом

Этот метод хорош в тех случаях, когда обрабатываемое стеклянное полотно можно расположить строго горизонтально.

16-vitragnaya-rospis

  1. Подготовьте к работе анилиновые краски. Сухие краски разводятся дистиллированной водой, размешиваются и тщательно процеживаются сквозь марлю. Затем смешиваются с эмульсией ПВА до консистенции сливок. В таком виде краски хорошо накладываются на стеклянное полотно и хорошо на нем держатся.
  2. Для проверки насыщенности тона, наносится слой краски на кусочек стекла и оставляется до просыхания. Осветляется тон добавлением эмульсии, а насыщается разведенным в дистиллированной воде пигментным красителем.
  3. Раствор красок наносится от края контура к середине фрагмента. Добавляя кисточкой новые мазки краски, следите за толщиной слоя. От этого зависит насыщенность витражной картины. После нанесения первого слоя дается время для полной полимеризации, затем наносятся следующие слои до достижения нужной насыщенности.
  4. Покрыв одним цветом нужные участки витража, кисточка тщательно промывается, обезжиривается и протирается насухо. Наливка следующего колера производится после просыхания соседних участков для предотвращения наплывов и смешивания красок разных цветов.
  5. Полностью просохшее витражное стекло покрывается прозрачным лаком. Лак дополнительно сцепит разрозненные витражные элементы и придаст полотну блеск.  По периметру оконного или дверного проема наклеивается резиновый уплотнитель. При установке витражного стекла в проем, резиновый уплотнитель сгладит неровности и обеспечит плотное примыкание к раме.

Процесс изготовления пленочного витража

Для работы вам понадобится пленка и свинцовая лента. По сложности изготовления данный вид витражей соизмерим с расписными. Чаще всего здесь используются стилизованные элементы и  простые формы, что также облегчает его изготовление.

Плёночные витражи – лучший способ украсить и защитить ваш дом

Плёночные витражи – лучший способ украсить и защитить ваш дом

Шаг 1. Первым делом необходимо распечатать на принтере картинку, которая будет перенесена на стекло в виде витража. Для этого, опять же, можно использовать любое из графических приложений, поддерживающее многостраничную печать. Толщина линий на рисунке должна быть не менее четырех миллиметров. После этого все части картинки аккуратно склеиваются.

Шаг 2. Далее необходимо провести подготовительную работу со стеклом, на основе которого будет изготавливаться витраж. Его нужно тщательно вычистить, обезжирить и насухо вытереть. Правильная подготовка стекла играет одну из определяющих ролей в изготовлении будущего витража.

Обезжириваем стекло средством для очистки зеркал и стекол

Обезжириваем стекло средством для очистки зеркал и стекол

Шаг 3. Следующим этапом стекло аккуратно укладывается на распечатанный рисунок. В случае неполного совпадения перенесение картинки витража будет происходить со сдвигом, что в будущем уже невозможно исправить.

Чтобы в процессе изготовления стекло не сдвинулось в сторону, испортив весь кропотливый труд, нужно заранее позаботиться о его закреплении. Для этого идеально подойдут несколько кусков двустороннего скотча, при помощи которых можно скрепить вместе рисунок и стекло. Размещать их нужно на тех участках, где они не помешают картинке витража.

Набор необходимых инструментов включает в себя:

  • ракель;
  • специальный валик небольшого размера;
  • нож, оснащенный лезвиями с возможностью их замены;
  • ножницы;
  • металлические линейки нескольких вариантов длины;
  • прижим.

Из материалов нужно приобрести:

  • специальную витражную пленку с необходимым для выбранного рисунка количеством цветов;
  • самоклеящуюся свинцовую ленту для изготовления витражей.

К выбору пленки надо подходить основательно. Дешевая и некачественная пленка может очень быстро выгореть под действием ультрафиолета, в результате чего витраж потеряет внешний вид и придется начинать его изготовление заново.

Непосредственно перед началом работы поверхность стекла рекомендуется еще раз обезжирить и насухо вытереть. Для этого подойдет спиртовой раствор и салфетка из микрофибры, от которой не остается волокон на поверхности изделия.

Чтобы стекло не лопнуло, подставляем под него мягкие, но прочные подкладки

Чтобы стекло не лопнуло, подставляем под него мягкие, но прочные подкладки

Шаг 4. Этот этап заключается в вырезании отдельных элементов из пленки. В данном случае лучше и проще это получится, если будет возможность организовать подсветку рабочего места снизу. Если такой возможности не имеется, придется вырезать элементы, измеряя их линейкой. Для достижения максимального эффекта нужно будет подгонять их по месту, куда планируется крепить. Вырезая немного большие куски, они потом идеально подгоняются по размеру и обрезаются по контуру непосредственно после приклеивания.

Рисуем на пленке приблизительную форму детали

Рисуем на пленке приблизительную форму детали

Шаг 5. Наклеивание отдельных элементов, вырезанных из цветной самоклеящейся пленки, производится после очередного тщательного обезжиривания поверхности.

Вырезаем и сразу приклеиваем

Вырезаем и сразу приклеиваем

Если необходимо приклеить полоску, то подложка снимается с небольшого фрагмента на одном из ее концов, и он прижимается к поверхности стекла ракелем с мягкой накладкой. Остальная часть полосы натягивается, что позволяет расположить ее ровно по линиям рисунка. После этого одним резким движением вся оставшаяся часть полосы прижимается к поверхности при помощи ракеля. На данном этапе важна скорость, так как под пленку может попасть пыль, которая сразу испортит эстетический вид будущего витража.

Приклеиваем пленку, прикатывая резиновым валиком

Приклеиваем пленку, прикатывая резиновым валиком

Важно! Следует учитывать, что клей на пленке схватывается почти сразу, но благодаря тому, что первое время он «держит» не очень сильно, есть возможность быстро исправить возможные неровности и неточности.

При наклеивании пленка закрывает черные разделительные линии только на два миллиметра. Оставшаяся их часть будет скрыта в последствие при помощи самоклеящихся свинцовых лент. Для избавления от лишней пленки используется линейка, которую ровно прикладывают по черной линии и при помощи острого ножа с тонким лезвием производят обрезание излишков.

Малярным ножом по контуру выкройки обрезаем лишнее и прокатываем еще раз, для надежности

Малярным ножом по контуру выкройки обрезаем лишнее и прокатываем еще раз, для надежности

В том случае, когда под приклеенный фрагмент пленки каким-то образом попала частица пыли, от нее обязательно нужно избавляться.

Делается это следующим образом:

  • конец пленки частично приподнимается и концом лезвия ножа производится изъятие мешающей частицы. Ни в коем случае нельзя доставать ее руками, потому что в данном случае на клеевом растворе останутся отпечатки пальцев, которые будут четко видны на просвет после установки готового витража;
  • после того, как пылинка будет убрана, пленку опять нужно растянуть и приклеить на место, пригладив ее ракелем.

Наклеивание криволинейных фрагментов

Наклеивание криволинейных фрагментов проходит немного сложнее, чем прямых. В этом случае необходимо вырезать больший по размерам кусок пленки, наклеить его в правильном месте, а уже после этого аккуратно вырезать нужную фигуру по черным линиям при помощи острого ножа. Данную операцию нужно проводить аккуратно, но уверенно, чтобы края получались ровные, как бы вырезанные по шаблону. Возможно, придется потренироваться заранее, чтобы чувствовать себя более уверенно.

В тех местах, где на рисунке витража рядом соседствуют множество небольших по размеру разноцветных фрагментов, поступить можно несколькими способами.

  1. Первый способ займет намного меньше времени и усилий, но придется потратить много расходных материалов. В этом случае весь участок закрывается большим куском пленки одного цвета и потом из нее вырезаются лишние фрагменты другого цвета.
  2. Второй способ является более профессиональным, потому что расход материалов при нем минимален, но сам процесс требует времени и кропотливости. В данном случае все цветные фрагменты вырезаются отдельно и поочередно приклеиваются. Обрезание лишней пленки должно производиться сугубо по черным линиям.

Важно! Необходимо знать, что ни в коем случае нельзя допускать наслаивание нескольких соседних пленок друг на друга. При повышении температуры пленка начнет расширяться, а если не окажется места для этого, то наверняка произойдет деформация рисунка и отслаивание пленки. Зазор между отдельными элементами витража должен быть как минимум полтора миллиметра. Дальнейшее наклеивание всех цветных частей происходит аналогичным образом.

Витраж в процессе изготовления

Витраж в процессе изготовления

После завершения наклеивания цветных фрагментов из пленки, нужно переходить к свинцовой ленте. Благодаря тому, что она практически на сто процентов состоит из свинца, эта лента обладает отличной пластичностью.

Цветовая гамма также отличается разнообразием. Кроме базисных цветов, таких как золотой, серебряный и медный, существует еще множество их оттенков. Свинцовая лента с внутренней стороны снабжена клеящимся слоем, обеспечивающим идеальное сцепление со стеклом.

Свинцовой лентой необходимо провести обрамление каждого отдельного фрагмента будущего витража.

Свинцовая лента

Свинцовая лента

Обратите внимание, что в тех точках, где встречаются несколько концов ленты, места их соединения обязательно должны быть перекрыты. Надо постараться спланировать работу таким образом, чтобы все концы были накрыты следующим слоем. В итоге должен будет остаться только один кончик ленты ничем не перекрытый. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы в процессе уборки никто случайно не зацепил выступающие элементы и не нарушил целостность витража.

Прикатывание свинцовой ленты к витражу

После приклеивания ленты к витражу, производится ее тщательное прикатывание с использованием подготовленного заранее валика. Там, где на витраже имеются прямые линии, свинцовую ленту на них необходимо дополнительно выровнять пока клей не успел засохнуть. Для этого лучше всего подойдет линейка и ракель. Способ выравнивания также прост, как и эффективен:

  • сначала линейка устанавливается на линию точно по шаблону;
  • затем между ней и свинцовой лентой ребром ракеля проводится прямая;
  • после этого, лента займет отведенное ей место и будет идеально ровной.
Свинцовой лентой на самоклеящейся основе закрываем стыки и обводим контур

Свинцовой лентой на самоклеящейся основе закрываем стыки и обводим контур

Приклеивание свинцовой ленты

Приклеивание свинцовой ленты

Места соединений ленты тщательно запаивают

Места соединений ленты тщательно запаивают

Готовый пленочный витраж

Готовый пленочный витраж

Герметизация швов

После нанесения и прикатывания ленты валиком наступает момент уплотнения, можно даже сказать, герметизации швов. При помощи специального прижима необходимо пройтись по всем местам соединения ленты и плотнее прижать их друг к другу.

Это делается для того, чтобы на их месте в будущем не появились зазоры, в которые будет попадать влага и моющие средства, что приведет к разрушению витража. Прижимая концы, мы тем самым добавляем нашему изделию натуральности. Швы в таком случае получат эффект кованных и будут очень красиво смотреться, а сам витраж будет служить долго и не бояться чисток и уборок.

Фото свинцовой ленты

Фото свинцовой ленты

Витражная пленка и свинцовая лента вблизи

Витражная пленка и свинцовая лента вблизи

По завершению изготовления, рекомендуется провести процедуру мойки готового витража при помощи чистящего средства. Не стоит наносить его на само стекло, лучше капнуть его на тряпочку из микрофибры и аккуратно протереть поверхность.

Чтобы не сместить ленты, которые не успели еще хорошо приклеиться, все движения нужно проводить по направлению вдоль них. На данном этапе главной является именно аккуратность в действиях. После всех перечисленных операций можно убрать рисунок из-под стекла.

Если все сделано правильно и все линии и элементы приклеены ровно и точно, то такой витраж будет смотреться красиво и органично в любом интерьере.

Пленочный витраж

Пленочный витраж

Пленочные витражи

Пленочные витражи

Шедевры на стекле

Шедевры на стекле

Технология изготовления

Основная классификация витражных окон выполняется в зависимости от способа изготовления этого продукта.

Сегодня популярны такие техники:

  1. Спечная предполагает спаивание маленьких стеклянных фрагментов в единое полотно в очень высокой температуре. После основного процесса в витражное стекло могут дополнительно впаиваться декоративные элементы из камешков, проволоки, стразов. Такое стекло называется «фьюзинг-витраж» и является одним из самых популярных.
  2. Паечная техника немного отличается: разноцветные осколки собираются в единый узор и соединяются с помощью пайки. Соединительным материалом является свинец. Такие витражи выглядят почти так же, как самые первые образцы, называется технология «Тиффани».
  3. Пескоструйные картинки не имеют цвета, рисунок на поверхность стекла наносится мелким песком, направленным в виде мощной струи. В итоге поверхность стекла мутнеет в большей или меньшей степени – так создается определенный матовый узор. Окна в этой технике полупрозрачные, они часто используются в межкомнатных дверях и в перегородках для ванных комнат. 
  4. Травленый витраж выполняют на окнах с помощью активного элемента – плавиковой кислоты. Определенная доза этого вещества наносится на стекло и протравливает его на нужную глубину. В результате на полотне появляется рисунок, рельефный и объемный. Методика сложная, требующая высокой точности, к тому же, работать приходится с кислотой.
  5. Расписные витражи выполняют художники, их же делают домашние умельцы, ведь для работы не нужно ничего кроме специальных витражных красок. Рисунок просто переносится на стекло, а его границы очерчиваются объемным маркером – валиком. Так создается иллюзия собранного из мельчайших осколков окна. 
  6. Аппликация – самый доступный способ украсить свое окно витражным рисунком. Для работы понадобится специальная разноцветная полупрозрачная пленка, из которой вырезают элементы нужной формы и собирают из них композицию. Такое занятие понравится даже маленьким детям, а выглядит витраж достаточно эффектно.

Внимание! Есть еще одна технология – изготовление зеркальных витражей на окнах. Для этого на одну из сторон стекла напыляют нитрид натрия, регулируя плотность этого вещества, можно получить разную степень отражаемости.

Имитация свинцового переплета

Оригинальные витражи имеют металлический переплет. Имитация должна повторять и его, чтобы вид ее был более реалистичным. Существует несколько способов имитации этого элемента:

  1. Проклейка границ специальным скотчем. Купить такой можно в салоне для художников. Скотч поможет сформировать контуры. Лента имеет ширину 1/8 дюйма, устроена как обычный скотч, только имеет соответствующий цвет. Работать с этим материалом очень просто.
  2. Этот метод иллюстрирует, как делать витражи своими руками с имитацией переплета при помощи проволоки. Потребуется алюминиевая или медная проволока и клей для фарфора, нужно найти клей для посуды. Суперклей не подходит, так как оставляет много следов. Использовать можно любой провод толщиной от 0,02 до 2, 5 мм в зависимости от размеров вашей работы: его аккуратно приклеивают на швы, затем покрывают патиной.
  3. Пластину можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:
  • ПВА клей для фарфора 50 мл.
  • Тушь 30 мл.
  • Алюминиевая пудра 40 гр.

Все эти компоненты нужно смешать до состояния однородной массы. Если хотите добиться цвета латуни, вместо алюминиевой нужно применить бронзовую пудру. Прежде чем окрашивать изделие, проверьте, какой цвет получился. Учтите, что паста непригодна к хранению, готовить ее нужно по необходимости и постоянно перемешивать. Наносить массу необходимо посредством кисти или небольшого шприца. Это требует сноровки.

Как сделать витраж

Имитация свинцового переплета

к содержанию ↑

Какими бывают витражи по технике исполнения и стилю

Для выполнения витража можно выбрать рисунки в различных стилях, как «подёрнутых благородной стариной», так и ультра-современных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском, индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко стили, и другие, соответствующие различным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.

Витражи имеют богатую историю и выполняются в самых разных стилях

Витражи имеют богатую историю и выполняются в самых разных стилях

Каждый из существующих стилей способен своим сюжетом, формами и цветовым решением отобразить приверженность владельца квартиры или дома к той или иной эпохе. Все стили витражей имеют собственные требования и каноны, которые следует соблюдать при их исполнении.

Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическими рисунками, где выбор сюжетов и материалов был ограничен. В связи с развитием искусства и с появлением новых техник, возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных сюжетов классики все активнее стали использоваться экспрессивные цвета и рисунки модерна и абстракции.

Витражи способны сами по себе определять интерьерный стиль помещения

Витражи способны сами по себе определять интерьерный стиль помещения

Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома.

Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время, как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражная картина становится центром интерьера.

Если в планы жильцов дома входит декорирование комнат в различных стилях, то витражи способны объединить их в одну композицию. Стеклянные картины, которыми украшены окна, способны создать удивительную цветосветовую особую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного освещения. Кроме этого, витражом могут быть украшены и фальшь-окна с искусственной подсветкой, которые часто устанавливают в ванных комнатах или на лестничных межэтажных площадках.

Подсвеченный изнутри витраж исполняет роль фальшь-окна

Подсвеченный изнутри витраж исполняет роль фальшь-окна

Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Техники исполнения витражей

Как уже говорилось выше, существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

Классическая техника

Классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки.

Классическая техника выполнения витража отличается высокой сложностью

Классическая техника выполнения витража отличается высокой сложностью

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам. Чтобы сделать такую картину потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, свари или пауки металлических рамок, а также хорошо освещенное просторное обособленное рабочее место. Все это стоит приобретать и обустраивать только в том случае, если планируется заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. Да и навыки работы, честно сказать, тоже необходимы весьма высокого уровня.

Английская или пленочная техника

Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов.

Витраж, выполненный по пленочной технике

Витраж, выполненный в пленочной технике

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Если стекло с этим витражом будет установлено в межкомнатную дверь, то свинцовую ленту приклеивают с двух его сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее срезанные концы укладывают внахлест друг на друга и прикатывают валиком.

Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки.

Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе.

«Фьюзинг»

«Фьюзинг» нельзя назвать новой техникой изготовления витражных картин, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии "фьюзинг"

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии «фьюзинг»

Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «fusion», что переводится, как смешение или сплав. Именно этот процесс и происходит со стеклом во время изготовления витража подобным методом. В домашних условиях выполнить витраж в этой технике не получится, так как для его изготовления необходимо специальное оборудование для плавления стекла, которое можно обеспечить только при очень высоких температурах.

Витраж, сделанный этим способом, не имеет швов и не требует применения металлических обрамлений.

Процесс создания витражной картины происходит следующим образом:

  • На прозрачном стекле нужного размера, уложенного на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей выкладывается мозаика из кусков цветного стекла.
  • Далее, эта заготовка отправляется в специальную печь, где и происходит процесс спекания отдельных фрагментов стекла между собой и с основой, на которой они выложены.

Технология «фьюзинг» заключается в постепенном нагреве мозаики и ее томлении при температуре в 800 градусов — именно такой уровень необходим для плавления и спекания отдельных кусков стекла между собой. Плавление происходит под строгим контролем, так как нельзя упустить момент готовности изделия, иначе начнется процесс изменения структуры материала — расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.

  • Когда структура витража станет однородной, витраж необходимо охладить.
  • Затем осуществляется еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
  • «Фьюзинг» включает в себя не только плавление и спекание, но и приемы обработки стекла во время проведения этих процессов. Кроме этого, если желаемый результат не достигнут, то производится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и приданию витражу выпуклой или криволинейной формы.

По окончании работ получается стеклянная картина, из стекла разных оттенков, надежно и герметично спаянных между собой. Эту технику применяют для изготовления витражей, выполняемых в различных стилях, так как она дает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.

«Тиффани»

Техника витража «тиффани» осуществляется способом, в чем-то схожим с классическим. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.

Во многом повторяющая "классику" техника "тиффани"

Во многом повторяющая «классику» техника «тиффани»

Края кусков стекла обрабатываются и шлифуются до гладкости. Затем, каждый из элементов витража окаймляется медной лентой, концы которой спаиваются между собой. Следующим шагом обрамленные фрагменты соединяются между собой по рисунку с помощью оловянной пайки, проводимой мощным паяльником.

В отличие от классической, в технике «тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража. Благодаря этому технику «тиффани» используют не только для витражных окон, ни и для изготовления множества разнообразных элементов интерьера, например, абажуров настольных ламп и люстр.

Абажур настольной лампы, изготовленный по технике "тиффани"

Абажур настольной лампы, изготовленный в технике «тиффани»

Все детали, «одетые» в медную рамку, после спаивания концов профиля, перед соединением в общую композицию прокатываются валиком, в процессе чего лента обжимает стеклянный фрагмент.

Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»

Пескоструйная техника

Пескоструйные витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком.

Узоры, нанесенные по пескоструйной технологии

Узоры, нанесенные по пескоструйной технологии

Создание виражных картин по этой технике производится следующим образом:

  • Подготавливается прозрачный лист стекла, на поверхность которого накладывается и закрепляется трафарет рисунка.
  • Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струей под высоким давлением. Поверхность от такого воздействия теряет в прозрачности и становится матовой.
  • После завершения работ трафарет снимается со стекла, и на поверхности остается изысканный воздушный рисунок.

Этот вид витража не требует монтажа каркасов и сложной фигурной резки стекла, а также наклеивания пленки. Но, как уже говорилось, обязательным условием является наличие специального оборудования. При желании, конечно, можно заменить струю песка наждачной бумагой, но в этом случае придется сделать трафарет из тонкого металла, так как картон – непрочный материал, он начнет истираться, и не позволит воспроизвести точный рисунок. Кроме этого, ручная работа займет достаточно много времени., а качество, глубина прорисовки все равно будут уже не те.

Литая техника

Эту нечасто применяемую витражную технику можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования.

Витраж, выполненный по литой технике

Витраж, выполненный в литой технике

Изготовить витраж в такой технике в домашних условиях весьма проблематично, так как здесь нужны, помимо оборудования, совершенно специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило подобные витражи являются авторскими художественными работами, и в практике частного домостроения практически использования не находят.

Техника травления

Техника создания на стекле рельефного рисунка путем травления предполагает применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы — диоксид кремния.

Техника травления позволяет получать глубокие рельефные рисунки

Техника травления позволяет получать глубокие рельефные рисунки

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

Браться самостоятельно, не имея практики, за подобную работу – не стоит. Работа со столь сильной кислотой требует предельной осторожности, так как можно запросто кожу или слизистые оболочки. Все операции проводятся в специальном защитном оснащении, в хорошо проветриваемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.

Расписной витраж

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины.

Одна из самых доступных техник - роспись по стеклу

Одна из самых доступных техник — роспись по стеклу

Процесс работы над ним включает несколько этапов:

  • Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.
  • Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.
  • По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.
  • Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.

Как самостоятельно создать витражную картину по этой технике – будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока что можно сказать, что это – одна из наиболее доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению подобной росписи можно даже привлечь ребенка – ему будет очень интересно. Да и затраты, по сравнению со всеми другими техниками – минимальны.

Контурная заливная техника

Заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Подобная технология тоже отлично подходит для новичков, которые решили украсить свой дом витражами. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.

Узор, выполненный по технике контурной заливки

Узор, выполненный в технике контурной заливки

Первое, что нужно сделать — это перенести контур рисунка на стекло, методом обведения. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться, пока краска контура полностью просохнет.

После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости ее распределяют с помощью кисти. Краска заливается достаточно толстым в 1÷1,5 мм, ровным слоем, и по мере высыхания она должна давать гладкую поверхность без художественных мазков. Если по рисунку отдельным фрагментам витража нужно придать объем с помощью цвета, то необходимо приготовить заранее краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно образцу рисунка.

Необходимо заметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовых технологий способов, поэтому их можно смело назвать комбинированными. Например, чтобы упростить расписной или заливной метод, вместо красок используется цветная пленка. То есть вначале по рисунку на стекло наклеивается пленка, между фрагментами которой оставляется зазор в 3÷5 мм. Затем это просвет заполняется черной витражной краской, чем создается окантовка отдельных фрагментов общей мозаики.

Ознакомьтесь с мастер классом по трафаретной росписи стен своими руками, а также с фото и видео в специальной публикации на нашем портале.

Стили витражей

Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но, выбирая рисунок по этому критерию, следует, безусловно, опираться на оформление всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.

Стили витражей могут иметь множество подвидов, и из-за этого иногда даже достаточно сложно определить наиболее корректную классификацию рисунка. В этом случае рекомендуется опираться на особенности изображений, цветовую гамму и канонические характеристики.

Античный стиль

В основе античного стиля лежит древнегреческое и древнеримское начало. Уникальность и гармония элементов этих направлений не потеряли популярности в наше время, а, кроме того, многие детали более поздних стилей были заимствованы именно из античного.

Витраж с античными мотивами

Витраж с античными мотивами

Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из многочисленных фрагментов, и могут быть выполнены в любой из вышеописанных техник. Если принято решение придерживаться определенного направления, то важным условием является соблюдение характерных особенностей, присущих именно этому стилю:

  • Рисунок должен напоминать античную мозаику, содержащую греческие орнаментальные элементы — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажей с архитектурными сооружениями, имеющими детали, характерные для зданий того времени – колоннады, портики, треугольные фронтоны и т.п.
  • Достаточно часто при изготовлении витражей этого стиля применяются смешанные техники, с применением не только стеклянных фрагментов, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
  • Античные мотивы используются в витражах, устанавливаемых в виде фальшь-окон в ванной комнате, при оформлении стекол межкомнатных дверей, ну и, конечно же, для оконных проемов с естественной подсветкой.

Древнеегипетский стиль

Этот интерьерный и витражный стиль никогда не выходил из моды, с тех пор, как его принес в европейскую культуру Наполеон после своего похода в Египет. Витраж в древнеегипетском стиле с того времени не претерпел особых изменений, сохранив геометрию рисунка и теплую цветовую гамму.

Остаются в моде и древнеегипетские сюжетные темы

Остаются в моде и древнеегипетские сюжетные темы

  • Характерными для древнеегипетского стиля цветами являются теплые охристые, песчаные, коралловые, оранжевые и желтые оттенки, которые отлично сочетаются с коричневым, насыщенным синим ультрамарином, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в тех случаях, когда имеют черное обрамление.
  • В данном стиле используются традиционные древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных, а также знаменитые иероглифы.
  • Для витража этого направления подойдет заливная, «тиффани», «фьюзинг», пленочная, а также классическая техники.

Египетский стиль витражей обычно используется для оформления ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален, из-за перенасыщенности деталями.

Готический стиль

Готический стиль возник в Западной Европе в период Средневековья, и активно развивался в XII ÷ XV веках. Со временем он становился сложнее, обогащаясь разнообразными элементами и оттенками.

"Холодный" готический стиль

«Холодный» готический стиль

  • В начальной стадии возникновения стиля на витражах изображались, в основном, картины с религиозными мотивами, а позже стали появляться фигуры символических животных, рыцарские турниры, а также сцены охоты.
  • Готические витражи имеют глубокие богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
  • Фрагменты картины обрамляются золотом, патиной или черненой медью, всем тем, что способно подчеркнуть принадлежность данного элемента интерьера к готическим мотивам.
  • Самые оптимальные техники исполнения витража в стиле готики — это заливной, роспись, «тиффани», классика, пленочная, а также комбинированная.

Нужно сказать, что для обычной квартиры этот стиль оформления интерьера будет мрачноват и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к холодному монументальному направлению в искусстве. Готический стиль больше подходит для больших залов приемов и высоких потолков католических церквей.

Индийский стиль

Индийский витраж возник много веков назад в качестве украшения оконных проемов для богатых домов Индии. В дальнейшем, как и многие другие стили, он обогатился и несколько разбавился сюжетами и мотивами других стран, но в целом —  сохранил свою самобытность.

Индийский стиль всегда отличается яркостью и разнообразием красок

Индийский стиль всегда отличается яркостью и разнообразием красок

  • Индийский стиль отличается яркостью красок, которые поднимают настроение — это оранжево-красный, ярко-желтый и зеленый, светло-голубой и другие, будто подсвеченные снаружи солнцем оттенки. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
  • Индийские витражи включают в себя изображения божеств, находящихся на фоне водной глади, и пышных растительных или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на любой картине этого стиля.
Классика орнаментов в индийском стиле - пейсли или, иначе, "огурец"

Классика орнаментов в индийском стиле — пейсли или, иначе, «огурец»

  • Для исполнения этого витража используется техника «тиффани», классическая, роспись и заливка.

Стиль модерн

Модерн прочно вошел в моду после художественной выставки, прошедшей в Париже в 1900 году, и, наверное, уже навсегда закрепился среди самых популярных стилей, как в художественном искусстве, так и в архитектурном оформлении.

Витраж в стиле модерн

Витраж в стиле модерн

Основная идея этого стиля — это первичность формы, то есть взят за основу постулат «форма важнее содержания».

  • Стиль модерн отличается плавными линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или растительная тема, а также направление легкой романтики.

На витражах, выполненных в стиле модерн, достаточно часто присутствуют кованые решетки, увитые густой зеленой растительностью с вкраплениями из цветов, или вазоны с установленными в них букетами необычных форм.

  • Витражи этого стиля выполняются в пастельных спокойных тонах, и поэтому отлично вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в комнате атмосферу тепла и уюта.
  • Витраж может быть выполнен в технике «тиффани», заливки, пленочной или росписи.

Стиль арт-деко

Со временем на смену сложным замысловатым переплетениям растений, кованым решеткам, различным сценам из жизни рыцарей и религиозной тематики пришли более простые формы современных стилей. Одним из них, который многим пришелся по вкусу, является стиль арт-деко.

Арт-деко - преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Арт-деко — преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Появилось это направление в 20-х годах прошлого столетия, и было особо популярно вплоть до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко тоже достаточно часто применяется в оформлении современных квартир и домов.

  • Рисунки этого витражного стиля отличаются симметричностью расположения элементов, четкостью линий и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся рисунком.
  • Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеописанных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые могут быть вырезаны из стекла или пленки, а также вытравлены с помощью специальной кислоты или залиты краской.

Витраж в абстрактном стиле

Абстракционизм, как признанный стиль, появился в 1910 году, после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали применять для изготовления различных элементов для украшения интерьера, в том числе и витражей.

Абстракционистский стиль, наверное, не имеет границ для фантазии автора рисунка

Абстракционистский стиль, наверное, не имеет границ для фантазии автора рисунка

Абстрактный стиль может быть выбран для различных интерьерных решений, так как в нем слилось несколько направлений витражного искусства.

  • Абстракционизм отличается многочисленностью правильных и неправильных по форме фрагментов, яркостью и сочностью красок, которые придают экспрессию всему помещению, где расположено художественное панно.
  • Витраж в абстрактном стиле выполняется в технике роспись, «фьюзинг», пленочном и заливки.

Выбрав подходящую для исполнения технику, витраж подобного стиля вполне можно изготовить самостоятельно – пределов для фантазии здесь просто не существует.

Детский витраж

Самым интересным и трогательным можно назвать детский витражный стиль. Разнообразие тем и мотивов детских мотивов дает большой простор для фантазии родителей, а к процессу эскизной подготовки вполне можно привлечь и детей. Чаще всего на подобных витражах изображаются герои любимых сказок и мультфильмов, а также стилизованные животные.

Витражи для детских комнат обычно изображают героев любимых мультфильмов

Витражи для детских комнат обычно изображают героев любимых мультфильмов

  • Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенку сразу было видно, что на нем изображено. Нужно продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые способны сделать картинку мягкой и спокойной, но в то же время яркой, привлекающей внимание.
  • Витраж можно расположить на часах или встроенном в шкаф зеркале, но не стоит делать его на окне, особенно если квартира расположена выше первого этажа. Окно – зона повышенной опасности, а ребенок даже несознательно будет тянуться к красивому яркому изображению.
Настенные часы с витражным оформлением

Настенные часы с витражным оформлением

  • Кроме этого, в целях безопасности нужно хорошенько продумать технику исполнения картины. Она не должна состоять из отдельных фрагментов стекла, даже если они очень хорошо скреплены между собой. Должны быть полностью исключены острые рельефные выступы.

Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей хорошо подойдет пленочная, заливная и расписная техника, а еще лучше, если картина будет нанесена на безопасное синтетическое стекло.

Узнайте, как использовать лепнину в интерьере в различных стилях отделки, в специальной публикации нашего портала.

Техника аппликационного витража из самоклеящейся пленки

Наливной метод не годится для установленных окон. Изготовить витраж пластикового окна можно методом аппликации. Это самый легкий способ сделать витраж своими руками.

Foto-3-Fragment-falsh-vitrazha-naklejki-iz-plenki-i-specialnyh-protjazhek-ot-kompanii-Russkoe-Okonce

Для работы с пленкой понадобятся:

  • монтажный нож и ножницы;
  • резиновый валик;
  • маркер и карандаш;
  • обезжиривающее средство;
  • набор цветной самоклеящейся пленки.

Процесс витражной аппликации пленкой:

  1. Оконное стекло тщательно моется и обезжиривается. Обезжирить можно ацетоном или спиртовым раствором. По эскизу в натуральную величину вырезаются витражные детали из разноцветной пленки.
  2. К обратной стороне стекла на двойной скотч крепится эскиз витражного рисунка. По абрису контурных линий приклеивается свинцовая лента и прокатывается резиновым валиком.
  3. Межконтурное пространство аккуратно заполняется вырезанными по шаблону цветными деталями из клейкой пленки и разглаживается резиновым валиком. Наклеиваются детали осторожно, попутно разглаживая и выгоняя пузырьки воздуха. Небольшие пузырьки воздуха, образовавшиеся под пленкой, устраняют проколом их иглой и разглаживанием валиком. Детали делаются с небольшим допуском по контуру и подгоняются путем подрезки ножом по месту.
  4. Подобную процедуру можно произвести и с обратной стороны стекла. В этом случае снизится пропускная способность света. Двусторонние витражные окна рекомендуется устанавливать на южной стороне помещения.

Вам понравился этот материал?
— Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Tweet

Комментарии закрыты.

Войти /
Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии

Заливной витраж

Создание заливного витража начинается с выбора рисунка и перенесения его на стеклянную поверхность. Все дальнейшие действия направлены на придание рисунку выпуклости, которая будет препятствовать утечке краски дальше оговоренного пространства.

Изготовление контурной краски

Первым делом рассмотрим процесс создания специальной контурной краски. Для ее создания  понадобится:

  • 50 мл клея ПВА;
  • 30 мл туши;
  • около 40 грамм серебрянки.

Клей и тушь в отмеренных объемах выливаются в небольшую емкость и начинают перемешиваться. В процессе к ним постепенно добавляется серебрянка. В итоге должна получиться масса свинцового цвета по консистенции похожая на сметану. По мере нанесения краски на поверхность витражного стекла ее консистенция постепенно может становиться более вязкой. Исправить это можно добавлением небольшого количества подогретой воды и туши того же черного цвета. Краска вернется к своему первоначальному состоянию.

Правила нанесения контурной краски

Выбираем эскиз

Выбираем эскиз

После приготовления контурной краски, приступаем к ее нанесению по линиям, перенесенным на стекло с эскиза. Необходимо руководствоваться следующими правилами работы с контурной краской.

  1. Контурные линии наносятся тонкой кисточкой, они должны быть выпуклыми в достаточной степени, чтобы сдерживать разлив краски в будущем. Следовательно, не стоит на ней экономить. Полученная самодельная краска должна уверенно держаться на поверхности украшаемого стекла, а по цвету будет близка к окраске свинцовых швов, присущих витражам, изготовленным по классическим технологиям.
  2. В процессе нанесения контурных линий, периодически перемешивайте краску, иначе более легкие частицы серебрянки будут постоянно стремиться наверх. Кроме того, цвет самодельной краски со временем будет изменяться, поэтому нанесение контура желательно завершить в максимально короткие сроки. В ином случае будет утеряно однообразие в обрамлении элементов витражной мозаики.
  3. После нанесения необходимо подождать около трех часов до полного высыхания краски.
Нанесение контуров

Нанесение контуров

Процесс нанесения контуров

Процесс нанесения контуров

Закрашивание элементов стекла

Когда контур высох, можно приступать непосредственно к закрашиванию элементов стекла. Процесс изготовления краски в домашних условиях мы рассмотрим ниже, а пока разберемся в самом процессе ее нанесения.

Шаг 1. Первым делом необходимо убедиться, что рабочее место со стеклом расположено в строго горизонтальной плоскости. Даже мизерный наклон в какую-либо сторону приведет в последующем к сбору всей краски у одной из кромок и утолщению ее слоя.

Шаг 2. Заливку элементов необходимо проводить широкой кистью. Опускаем ее в краску и щедро смазанной начинаем закрашивать каждый фрагмент в отдельности.

Можно использовать пипетку, наполняя ее краской и закрашивая рисунок, как на фото ниже.

Изготовление контурного заливного витража

Изготовление контурного заливного витража

Важно! При работе существует одно главное правило: ни в коем случае нельзя пересекать нанесенный ранее контур, иначе краски смешаются, и витраж будет безнадежно испорчен.

На данном этапе нужно проявить достаточно усидчивости, чтобы полностью залить все фрагменты картинки и при этом ничего не испортить. После окончания заливки опять выжидаем 4 часа, пока высохнет краска, и можно будет продолжать.

Изготовление заливного витража

Изготовление заливного витража

Налив краски

Налив краски

Заливка краски

Заливка краски

Шаг 3. Этот этап заключается в повторной прорисовке контуров. Это делается той же самой кисточкой, что и в первый раз, и с нанесением такого же обильного количества краски. Вы должны быть уверены, что контуры закрашены равномерно и не имеют изъянов. Черная краска должна высохнуть в течение трех часов.

Шаг 4. Данный этап заключается в сохранении созданного витража и защиты его от повреждения. Для этого наносится до четырех слоев нитролака на всю поверхность стекла с витражом. Его можно наносить кисточкой, но лучше всего будет использовать специальный распылитель. Учтите, что между распылениями должно пройти как минимум десять минут времени для лучшего высыхания слоев. Благодаря принятым мерам, созданный своими руками витраж будет радовать ваш глаз не менее десяти следующих лет. Его изготовление завершается установкой стекла в специально подготовленную рамку.

Прекрасный заливной витраж в интерьере

Прекрасный заливной витраж в интерьере

Витражные окна в разных интерьерах

С первого взгляда может показаться, что витражи подходят не для всех интерьеров, но это далеко не так – просто нужно подобрать правильную композицию, умело сочетать рисунок и его краски с деталями интерьера, угадать размер стекла.

5

Фото витражных окон в различных стилях интерьера лишний раз доказывают их универсальность. Выбирая витраж для своего дома, стоит учесть следующее:

  • в Провансе отлично будет смотреться мелкий цветочный узор в пастельных неярких тонах;
  • для кантри подойдет полоса или некрупная клеточка на стеклах;
  • современный лофт или хай-тек вполне можно дополнить витражами в серо-черных сдержанных тонах, рисунки должны быть геометрическими, линии – четкими; 
  • для царственных рококо и барокко подойдет репродукция средневековых картин, витражи, изображающие библейские истории;
  • классика любит сдержанность и богатство, поэтому в таком интерьере хорошо смотрится витраж с изображением старого дерева, виноградных гроздей, мотивы природы и золотистые вензеля;
  • даже строгий скандинавский интерьер витраж может сделать чуточку теплее и уютнее, если вставить в окна стеклышки желтого или голубого оттенков; 
  • восточные интерьеры тоже часто дополняют витражами, например, в японском стиле могут использоваться мобильные ширмы из стекла и узоры в виде сакуры, бамбука или священной горы.

Внимание! Современные технологии нанесения рисунков на различные поверхности позволяют изготовить витраж любой сложности.

Это могут быть и разноцветные принты и монохромные изображения: заказчик может выбрать абсолютно любую картинку (даже семейную фотографию), которую мастер нанесет на окно дома.

Обучение ребенка рисованию с помощью витражных красок

Научить, как сделать витраж своими руками, можно и ребенка. Если он еще маленький, можно приготовить для него материалы самостоятельно. Вам понадобится:

  • Клей ПВА.
  • Пищевой краситель.

Компоненты нужно смешать, получив густую однородную массу. Полученную смесь поместите в пластиковый тюбик. Она безопасна даже для малышей, которым понравится играть с красками.

Пленочный витраж своими руками в домашних условиях

Не стоит использовать стекло. Вполне можно обойтись безопасной пленкой. Возьмите файл, вложите в него лист с нужным изображением. Покажите ребенку, как делать витраж. Для этого нужно обвести рисунок маркером, раскрасить его изготовленными ранее красками. После того как краска высохнет, пленку нужно вырезать и наклеить на стекло. Позвольте ребенку придумать рисунок самостоятельно. Многие дети с удовольствием проявляют творческую активность, рисуют и мастерят витражи.

Вывод: создать оригинальное украшение интерьера можно самостоятельно, при этом вы получите массу положительных эмоций, сможете заняться творческим процессом совместно с семьей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: