Витраж на стекле своими руками: как сделать витраж на стекле, пошаговые инструкции

Витражи многие столетия заставляют людей восхищаться своей непередаваемой красотой. Несмотря на то что истоки зарождения этого вида искусства таятся в глубине веков, оно и сегодня нисколько не потеряло своей актуальности и востребованности. Это вполне логично объясняется тем, что подобный декор при красивом и аккуратном исполнении способен привнести в любое помещение не только уют и домашнее тепло, но и особую оригинальность оформления интерьера.

Витраж на стекле своими руками

Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии. Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать «классику».

Разнообразие витражных стилей и техник накапливалось постепенно, с учетом секретов старых мастеров и новых наработанных практик. Многие применяемые и сегодня, и их обязательно нужно рассмотреть перед тем, как определиться, какой вариант наилучшим образом подходит не только по рисунку, но и по сложности самого технологического процесса.

Содержание статьи

  • 1 Какими бывают витражи по технике исполнения и стилю
    • 1.1 Цены на витражную пленку для окон
    • 1.2 Техники исполнения витражей
      • 1.2.1 Классическая техника
      • 1.2.2 Английская или пленочная техника
      • 1.2.3 «Фьюзинг»
      • 1.2.4 «Тиффани»
        • 1.2.4.1 Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»
      • 1.2.5 Пескоструйная техника
      • 1.2.6 Литая техника
      • 1.2.7 Техника травления
      • 1.2.8 Расписной витраж
      • 1.2.9 Контурная заливная техника
    • 1.3 Стили витражей
      • 1.3.1 Античный стиль
      • 1.3.2 Древнеегипетский стиль
      • 1.3.3 Готический стиль
    • 1.4 Цены на витражную пленку DELUXE
      • 1.4.1 Индийский стиль
      • 1.4.2 Стиль модерн
      • 1.4.3 Стиль арт-деко
      • 1.4.4 Витраж в абстрактном стиле
      • 1.4.5 Детский витраж
  • 2 Изготовление витража своими руками
    • 2.1 Создание витража в технике росписи стекла
    • 2.2 Создание витража в пленочной технике

Витражные окна: исторические нюансы

Современный дизайн находится на том шаге собственного развития, в то время, когда в процессе разработки хоть какого дизайн-проекта необходимо учесть особенности цветового заполнения помещения. Дизайн окон, согласно точки зрения профессионалов, представляет собой неохватное поле для фантазии, что не имеет способности остаться незамеченным. Витражные окна — элемент дизайна, придающий неподражаемую ясность декорируемому помещению. Как раз витражи являются элементом, профессиональным внести в оформление помещения гармонические нотки и расставить нужные выговоры в цветовое решение. Обычно витражные окна употребляются с целью декоративного дизайна помещения, но, витраж — элемент декора, несущий внутри себя и многофункциональную нагрузку, например, он может стать декоративной ширмой, скрывающей внутреннее место помещения от сторонних взоров.

Еще в стародавние времена люди узрели уникальные эффекты, появляющиеся в процессе перелива разноцветного стекла в солнечных лучах. Неподражаемая, ранее неслыханная игра света и тени подтолкнула старых мастеров к созданию декоративной мозаики из маленьких разноцветных стекол, что позже стало предпосылкой возникновению настоящего искусства производства оконных витражей, каковые широко употреблялись для декоративного дизайна величавых дворцов, храмов и соборов. Но витражи употреблялись не только лишь для декорирования окон. Разноцветная мозаика из стекла, демонстрирующая различные библейские сюжеты, вставлялась в древесные и каменные дверные просветы и преображала внутреннее убранство помещений за счет неизменной игры света. В текущее время технологии производства стеклянной мозаики шагнули на большом растоянии вперед и существенно повысили декоративные черт витражей.

Витражные окна фото

  • Из-за чего мы советуем выбирать витражные окна? Дома и коттеджи, декорированные витражными окнами, притягивают внимание, не считая того не обращая внимания на строительную вычурность примыкающих зданий и являются реальным художественным произведением;
  • Дома с витражными окнами «парят над обыденностью». Переводя его из разряда дорогих зданий в разряд изысканно-шикарных;
  • Витражи подчеркивают красоту коттеджа, усиливая его особенность. Это обосновано необычными чертами коттеджных окон, каковые открывают нескончаемый простор для фантазии творческой натуры;
  • Витражные решения всегда индивидуален , так как в каждом определенном случае они основываются только на личных дизайнерских предпочтениях клиента, который предлагает собственный набросок витража или выбирает его из каталога. В последнем случае, витраж, выполненный мастером, всегда приобретает свою особенность, становясь неподражаемым и единственным в собственном экземпляре;
  • Клиент получает возможность без помощи других выбрать разновидность и технику выполнения витража, и выбирают стилистическое решение витража. На данном шаге решается, предоставит ли клиент живописцу собственный набросок, либо воспользуется тем, что имеется в арсенале живописца;
  • Ансамбль коттеджа может быть дополнен фантастически красивыми верандой или зимним садом, декорированными витражными композициями. Благодаря применению витражей создается эффект умело сделанной стеклянной шкатулки, которая есть самобытным произведением искусства при любом освещении — и при освещении снаружи солнечными лучами, и в случае внутренней подсветки электронными лампами;
  • Установив витражи во входной группе коттеджа, вы продемонстрируете собственный большой статус и выделите вкус, получив славу реального ценителя искусства.

Фундаментальные разновидности витражей: правила систематизации

Существует огромное количество разновидностей витражей, неважно какая из которых выделяется в согласовании с тем или другим классификационным принципом. Соответственно, и классификаций также пара. Сначала, разглядим систематизацию витражей, основанную на технологических изюминках их производства и известную только в кругах опытнейших мастеров.

Систематизация витражей в согласовании с техникой производства

Паечный витраж, разработка производства которого подразумевает соединение кусочков цветного стекла средством свинцовой пайки, по окончании чего их вставляют в металлическую рамку. Видным представителем витражной конструкции, сделанным по данной технологии, есть витраж Тиффани, свойства которого подвергнутся рассмотрению позже;

Спечной витраж, технолоия производства которого подразумевает запекание маленьких разноцветных осколков в единое стеклянное полотно, по окончании чего в него «впекают» элементы дополнительного декора, например, камни, стразы или проволоку. Витраж, сделанный по данной технологии, именуется фьюзинг-витраж от британского слова Fuse — «спекание или плавка»;

Пескоструйный витраж подразумевает шлифующую обработку стекла, с помощью которой на него осуществляется нанесение матового узора, не только лишь придающего оригинальность интерьеру, да и ограничивающего видимость в помещении;

Травленый витраж — еще одна неподражаемая техника производства стеклянной мозаики, предполагающая разрушение стекла средством плавиковой кислоты, благодаря чего на поверхности мозаичного полотна появляется рельефный набросок разной глубины. Данная техника представляет собой определенные трудности, так как одно неправильное движение может совершенно сломать всю работу. Кроме этого, работа с плавиковой кислотой просит опта и соблюдения техники безопасности;

Расписной витраж — одна из техник витражного искусства, предполагающая нанесение на стекло особенной краски и разрешающая сделать как разноцветный, так и монохромный набросок. Кроме этого, работая в данной технике, может быть регулировать уровень прозрачности стекла — чтобы выполнить большее затемнение. Довольно ннести на его поверхность дополнительный слой краски. Интенсивность цвета регулируется аналогичным образом;

Аппликационный витраж — более доступный способ производства витража, предполагающий наклеивание частей узора, вырезанных из разноцветной пленки, на прозрачное стекло. Данная техника производства витража уместна в тех обстановках, в то время, когда витражное стекло подвержено ударам и должно отвечать требованиям, предъявляемым к прочности материала. Применение аппликационного витража очень актуально там, где имеются маленькие детки.

Важно! Дпускается создание витражных аппликаций на окнах всех типов, также на пластмассовых и дюралевых. Пластмассовые окна, витраж для которых есть главным способом декорирования, употребляются тогда, в то время, когда имеется необходимость скрыть неприглядный вид из окна жилого или офисного помещения. В случае если стеклопакет двухкамерный, витражную пленку закрепляют меж средним стёклами и внешним. Что дает ее большую сохранность, нивелируя деяния пара и конденсата со стороны жилого места.

Важно! Дюралевые окна витражи употребляются значительно пореже, что разъясняется применением остекления дюралевыми профилями по большей части в нежилых помещениях. Но дюралевые конструкции достаточно нередко употребляются в качестве ширм и перегородок, в каких традиционное матовое либо рифленое стекло обычно заменяется витражными композициями.

Технологическая систематизация витражей для потребителя

Систематизация витражей в согласовании с техникой производства более несложна для непрофессионалов и не подразумевает необходимость углубления в технологические подробности, но всецело растолковывает фундаментальные производственные правила их производства. Разглядим ее более детально:

Фацетный витраж — подразумевает создание витража в согласовании с правилами традиционной витражной техники. Единственное отличие техники фацетного витража содержится в том, что кое-какие (а временами и все) витражные элементы подлежат огранке (снятию фацета). Это осуществляется с целью роста эстетических черт витража за счет успехи большей игры света в сделанных гранях;

Фьюзинговый витраж делается с помощью сплавления разноцветных кусочков стекла в высокотемпературных печах. Перед сплавлением элементы аккуратно вырезаются и шлифуются, по окончании чего выкладываются на стеклянную подложку с формированием узора. Температурная обработка — конечный шаг производства витражной композиции, по окончании которой цветные элементы соединяются воедино в единое целое. Отличительной изюминкой фьюзинговых витражей есть волнистая поверхность.

Важно! Существует очередной способ производства фьюзинговых витражей, предполагающий применение подложки из закаленного стекла, характеризующейся особой прочностью. Подложку из огнеупорного стекла, применение которой рекомендуется в случае монтажа всецело стеклянных дверей или оконных просветов, характеризующихся огромной площадью остекления, не рекомендуется использовать для производства фьюзинговых витражей, так как в процессе температурной обработки оно утратит изначальную крепость. Но существует еще одна техника производства фьюзинговых витражей, исключающая необходимость температурной обработки и разрешающая сохранить первоначальную крепость закаленной подлоки. Она подразумевает наклеивание на стеклянную базу частей витражного рисунка средством прозрачных клеевых составов, то разрешит взять надежную витражную композицию с высочайшими художественными чертами.

Тиффани — разработка сотворения витражей, подразумевающая скрепление отдельных частей стекла средством стальной полосы или пайки. Вот поэтому, основными составляющими витражной техники Тиффани являются видные цвета, необычные формы и мудрёные сюжеты;

Зеркальный витраж — техника, предполагающая изготовка витражной композиции в согласовании с одной из вышеперечисленных методик с следующим нанесением на ее тыльную сторону узенького слоя нитрида натрия, регулируя толщину которого может быть повысить или снизить степень отражения стекла, либо взять односторонне прозрачное зеркало;

Расписной витраж — техника, предполагающая нанесение рисунка силикатными красками средством кисти или аэрографа на стеклянную подложку с следующей высокотемпературной обработкой;

Гравированный витраж — техника, предполагающая нанесение рисунка только вручную с применением спец гравировочного оборудования или ручным инвентарем. Базой для таких витражей есть цветное стекло, которое создается с помощью нагрева нескольких цветных стекол до водянистого состояния, их смешивания с следующим выливанием на стол и раскатыванием. В следствии выходит стекло с неподражаемым цветом и рисунком, не имеющее аналогов;

Матовый витраж, для производства которого употребляется пескоструйная методика, предполагающая подачу струи песка под давлением, которая царапает прозрачное стекло и, выбивая наночастицы, превращает прозрачную поверхность в матовую. Чтобы в рамках разрешённой технологии сделать набросок, необходимо приготовить трафарет, который закрепляют на стекле, по окончании чего стекло помещают в пескоструйную камеру. По окончании обработки вы заметите, что поверхность, не закрытая трафаретом, остается прозрачной, а закрытая делается матовой;

Витраж-имитация имеет наружные сходства с традиционным, но делается более легким способом. Подготовка частей рисунка для витражной композиции осуществляется средством станка, управляемого компьютерной программкой. В случае если элементы традиционного витража соединяются свинцовыми прокладками, то в данном случае они изменены на более современные материалы, имеющие наружное сходство с прошлыми. Сформировав витражную композицию, ее наклеивают на стеклянную подложку средством прозрачного клея, в связи с чем, готовый витраж, в отличие от традиционного, характеризуется большей прочностью.

Многофункциональная систематизация витражных окон

Витражные окна — более традиционная форма внедрения витражной техники для декорирования интерьера. Более широко распространенными видами витражных окон являются последующие:

Витражные окна для монтажа оконных просветов в стене или, так называемые, наружные витражные окна для производства которых обычно употребляется прозрачное стекло, снабжающее наибольший уровень освещения в помещении;

Межкомнатные витражные окна, для производства которых употребляется как прозрачное, так и матоое стекло;

Витражные фальш-окна, применение которых актуально там, где отсутствуют окна, но сохраняется необходимость сотворения иллюзии дневного освещения.

Витражные окна в стиле Тиффани своими руками

Эскиз и подготовительные работы для создания витражного стекла

  1. Для создания эскиза  витражного окна,  фото можно найти в интернете, потребуется лист миллиметровой бумаги или кальки. На бумагу тонким карандашом наносится орнаментальный рисунок будущего витража.
  2. Выберите подходящий вам по вкусу и гармонично вписывающийся в интерьер узор витража. Это может быть геометрический узор, цветы, орнамент из птиц или насекомых. Простор для фантазии неограничен. Не забудьте пометить цвета на бумажном шаблоне.
  3. Орнаментную решетку можно сделать из алюминиевой проволоки не менее 1.6 мм толщиной или специальной свинцовой ленты на самоклеящейся основе. Такая лента выпускается различной толщины и бывает тонированной под цвет меди, латуни или серого свинца.

Приобретите специальную палитру витражных или анилиновых красок. Для второго варианта – покупается набор разноцветной самоклеящейся пленки.

Изготовление расписного витража в домашних условиях

Первым делом необходимо определиться с габаритами стекольной заготовки и подобрать под нее желаемый рисунок. В части выбора картинки для витража можно прибегнуть к нескольким способам.

  1. При наличии определенных творческих задатков и фантазии — нарисовать его самостоятельно.
  2. Найти подходящую картинку в интернете и распечатать ее на листах формата А4, использовав для этого любую программу, способную печатать в многостраничном режиме. После этого вам останется только склеить, прибегнув к помощи скотча, из множества листков полноразмерный эскиз будущего витража.

Расписной витраж своими руками – приятное дополнение к вашему интерьеру

Витражное окно для детской комнаты

На выбранной, либо нарисованной картинке необходимо обратить пристальное внимание на то, чтобы все фрагменты были четко прорисованы и отделены непрерывными линиями.

Далее приступаем к подготовке стекла.

Шаг 1. Первым делом его тщательно обезжириваем (для этого подойдет раствор спирта либо аммиака) и насухо вытираем, чтобы поверхность была не только без следов жира, но и абсолютно сухой.

Шаг 2. Ровно и точно укладываем стекло на подготовленный эскиз будущего витража, сделанный на листе бумаги.

Шаг 3. При помощи специальной витражной краски аккуратными движениями обводим на стекле контуры всех элементов эскиза, расположенного под ним. Чаще всего в данном случае используется краска именно черного цвета, так как она придает четкость полученному рисунку, а также ярко выражает границы всех фрагментов.

Витражные краски

Нанесение контуров

Шаг 4. После нанесения линий, дайте краске хорошо просохнуть. В ином случае вся проведенная работа может пойти насмарку, если вы потом случайно зацепите не высохшую линию и размажете ее. При изготовлении витражей нельзя торопиться, надо понимать, что это кропотливая и длительная работа.

Шаг 5. Этот этап создания расписного витража является наиболее творческим и представляет собой процесс раскрашивания стекла, разбитого нанесенными ранее черной краской линиями на отдельные фрагменты. Несмотря на кажущуюся простоту данного процесса, необходимо проявить здесь максимум аккуратности. Для выполнения работы вам понадобятся тоненькие кисточки, которыми вы будете наносить краску на куски мозаики. Благодаря нанесенным ранее и уже высохшим линиям контура, цветная краска не будет растекаться и останется в границах именно ей отведенного участка в общем рисунке витража.

Заполнение контуров краской

Увлекшись технической стороной процесса, не стоит забывать о его творческой составляющей. Цвета красок для заливки кусочков витража необходимо подбирать следующим образом:

  • они должны гармонировать между собой, создавать ощущение единой картины;
  • старайтесь использовать яркие и чистые цвета;
  • нанесение более светлых либо темных оттенков желательно проводить после высыхания красок основных цветов. В этом случае вам удастся повысить живописность работы, избежав появления грязи в результате смешивания цветов, не разделенных линиями;
  • итоговый витраж должен гармонично смотреться с окружающим интерьером.

Готовый витраж

Такой витраж будет главным достоинством кухни или столовой

Витраж «Цветы», выполненный витражными красками

Классификация витражных окон

Классифицируют витражи сразу по нескольким признакам, от этого во многом зависит их качество, стоимость и область применения. Вставлять разноцветные стекла можно как в обычные деревянные рамы, так и в современный профиль из алюминия или пластика.

Даже популярные нынче тройные и двойные стеклопакеты, которые эффективно сохраняют тепло в доме, часто украшают витражами. Причем, картинка наносится на среднее стекло, которое находится внутри камеры, поэтому витраж будет очень долговечным, ведь на него не действует внешняя среда.

Какими бывают витражные окна

Создавать витражные аппликации можно на окнах всех известных типов, но некоторые особенности этой работы стоит оговорить специально.

Пластиковое витражное окно в жилом доме

На пластиковые окна витражную плёнку обычно крепят между наружным и средним стёклами стеклопакета (если пакет двухкамерный). Так обеспечивается ее большая сохранность, в том числе от воздействия конденсата, пара со стороны жилого помещения.

Применение витражей ни в кое мере не препятствует использованию в том же стеклопакете энергосберегающих стёкол.

Витражные пластиковые окна часто применяются, когда надо скрыть вид из жилого или офисного помещения на неприглядный пейзаж. Также используется витражное окно в интерьере помещений, которые надо стилизовать «под старину»: пивных баров и ресторанов в «этническом» стиле, музеев, художественных галерей.

Витражное стекло в профиле ПВХ

Не надо думать, что можно просто-напросто купить стекло с витражом и попросить мастеров оконной фирмы вставить его в стеклопакет. В 90 случаях из ста они откажутся.

Причина проста: для оконтуривания витражных рисунков на стекле используется свинцовая лента, которая «прокатывается» специальными валиками. Из-за чего стекло под свинцом «ослабевает» и при обычных механизированных методах сборки стеклопакетов трескается как раз по этим контурам. В результате оконной фирме приходится компенсировать заказчику стоимость испорченного витража.

Витражное окно с деревянным профилем

Поэтому стеклопакеты с витражными стеклами собирают только специализированные фирмы и вручную! (Цена стеклопакета возрастает при этом, в среднем, раза в три).

Специфика витражных деревянных окон состоит в том, что окна из дерева в настоящее время сами по себе всё чаще становятся предметом искусства. При штучном изготовлении деревянным рамам придают, порою, самую причудливую форму: овала, ромба и даже волнообразную; в этом случае рисунок витража и форма рамы составляют единую композицию и требуется специальный раскрой аппликативной плёнки.

Статья «Витражные стеклопакеты» подробнее расскажет о применении витражных стекол в составе таких комплектов
Подробнее о традиционных, берущих своё начало в средневековых технологиях, методах создания витражей прочитайте в материалах на нашем сайте
О «витражном» остеклении фасадов зданий, панорамных окон, читайте здесь: http://oknanagoda.com/steklo/osteklenie-steklo/vitraznoe/vitrazhnoe-osteklenie.html

Алюминиевая витражная ширма

Алюминиевые витражные окна применяются относительно реже: остекление алюминиевыми профилями, в основном, используется в нежилых помещениях, и смысла тратиться на дорогостоящий декор в таких случаях нет.

Однако чаще алюминиевые конструкции используются в качестве перегородок, ширм, экранов в офисных помещениях. Соблазн заменить обычное матовое либо рифлёное стекло в такого рода конструкциях большим витражным «окном» нередко перевешивает соображения экономии, и руководители компаний и госучреждений идут на дополнительные траты ради повышения эстетики служебных помещений.

Так как алюминиевые конструкции всё чаще используются для фасадного остекления, то это позволяет превратить весь фасад здания в сплошной витраж. Допустим с изображением логотипа компании. В среде стекольщиков даже обрели хождение термины: «алюминиевый витраж» или «фасадный витраж».

Статья «Остекление балконов и лоджий алюминиевым профилем. Фото и отзывы об алюминиевом остеклении» более подробно расскажет о данном методе остекления.
Ознакомьтесь также с материалами на нашем сайте об окнах из дерева
Об использовании витражей для декорирования внутриквартирных и офисных перегородок читайте здесь: http://oknanagoda.com/steklo/peregorodki/dizaijn-steklyannyx-peregorodok.html

Несколько слов о еще одном типе остекления – о витражных фальш-окнах с подсветкой.

Небольшое витражное фальш-окно с подсветкой

Фальш-окно – это ложное окно. Иными словами, декорация на стене, изображающая окно с тем или иным пейзажем за ним. Такой прием часто применяется для того, чтобы «оживить» какой-нибудь «глухой» закуток в доме. Известный пример – стоматологический кабинет в комфортабельном подвале дома сталинской постройки, стены которого инсталлированы фальш-окнами.

Классический вариант устройства фальш-окна – полная имитация обычного окна с подоконником, рамой и пр. На некотором удалении за стеклом фальш-окна размещают рисунок или фотографию (говоря по-современному – постер) городского или сельского пейзажа и, комбинируя освещение светильниками дневного света и точечными, добиваются глубины и объемности изображения.

Крупное витражное фальш-окно с подсветкой

Витражное остекление в таких случаях выгодно тем, что избавляет от кропотливой работы по имитации пространства за стеклом; подсветка же служит для придания витражу большей красочности, яркости.

В настоящее время витражными фальш-окнами с подсветкой стали чаще украшать не стены, а потолки. Почему бы и нет, если у людей есть деньги?

Впрочем, в настоящее время фальш-окна всё чаще создают нанесением 3-D красок прямо на поверхность стены.

к содержанию ↑

Какими бывают витражи по технике исполнения и стилю

Для выполнения витража можно выбрать рисунки в различных стилях, как «подёрнутых благородной стариной», так и ультра-современных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском, индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко стили, и другие, соответствующие различным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.

Витражи имеют богатую историю и выполняются в самых разных стилях

Каждый из существующих стилей способен своим сюжетом, формами и цветовым решением отобразить приверженность владельца квартиры или дома к той или иной эпохе. Все стили витражей имеют собственные требования и каноны, которые следует соблюдать при их исполнении.

Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическими рисунками, где выбор сюжетов и материалов был ограничен. В связи с развитием искусства и с появлением новых техник, возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных сюжетов классики все активнее стали использоваться экспрессивные цвета и рисунки модерна и абстракции.

Витражи способны сами по себе определять интерьерный стиль помещения

Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома.

Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время, как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражная картина становится центром интерьера.

Цены на витражную пленку для окон

витражная пленка

Если в планы жильцов дома входит декорирование комнат в различных стилях, то витражи способны объединить их в одну композицию. Стеклянные картины, которыми украшены окна, способны создать удивительную цветосветовую особую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного освещения. Кроме этого, витражом могут быть украшены и фальшь-окна с искусственной подсветкой, которые часто устанавливают в ванных комнатах или на лестничных межэтажных площадках.

Подсвеченный изнутри витраж исполняет роль фальшь-окна

Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Техники исполнения витражей

Как уже говорилось выше, существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

Классическая техника

Классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки.

Классическая техника выполнения витража отличается высокой сложностью

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам. Чтобы сделать такую картину потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, свари или пауки металлических рамок, а также хорошо освещенное просторное обособленное рабочее место. Все это стоит приобретать и обустраивать только в том случае, если планируется заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. Да и навыки работы, честно сказать, тоже необходимы весьма высокого уровня.

Английская или пленочная техника

Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов.

Витраж, выполненный в пленочной технике

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Если стекло с этим витражом будет установлено в межкомнатную дверь, то свинцовую ленту приклеивают с двух его сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее срезанные концы укладывают внахлест друг на друга и прикатывают валиком.

Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки.

Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе.

«Фьюзинг»

«Фьюзинг» нельзя назвать новой техникой изготовления витражных картин, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии «фьюзинг»

Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «fusion», что переводится, как смешение или сплав. Именно этот процесс и происходит со стеклом во время изготовления витража подобным методом. В домашних условиях выполнить витраж в этой технике не получится, так как для его изготовления необходимо специальное оборудование для плавления стекла, которое можно обеспечить только при очень высоких температурах.

Витраж, сделанный этим способом, не имеет швов и не требует применения металлических обрамлений.

Процесс создания витражной картины происходит следующим образом:

  • На прозрачном стекле нужного размера, уложенного на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей выкладывается мозаика из кусков цветного стекла.
  • Далее, эта заготовка отправляется в специальную печь, где и происходит процесс спекания отдельных фрагментов стекла между собой и с основой, на которой они выложены.

Технология «фьюзинг» заключается в постепенном нагреве мозаики и ее томлении при температуре в 800 градусов — именно такой уровень необходим для плавления и спекания отдельных кусков стекла между собой. Плавление происходит под строгим контролем, так как нельзя упустить момент готовности изделия, иначе начнется процесс изменения структуры материала — расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.

  • Когда структура витража станет однородной, витраж необходимо охладить.
  • Затем осуществляется еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
  • «Фьюзинг» включает в себя не только плавление и спекание, но и приемы обработки стекла во время проведения этих процессов. Кроме этого, если желаемый результат не достигнут, то производится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и приданию витражу выпуклой или криволинейной формы.

По окончании работ получается стеклянная картина, из стекла разных оттенков, надежно и герметично спаянных между собой. Эту технику применяют для изготовления витражей, выполняемых в различных стилях, так как она дает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.

«Тиффани»

Техника витража «тиффани» осуществляется способом, в чем-то схожим с классическим. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.

Во многом повторяющая «классику» техника «тиффани»

Края кусков стекла обрабатываются и шлифуются до гладкости. Затем, каждый из элементов витража окаймляется медной лентой, концы которой спаиваются между собой. Следующим шагом обрамленные фрагменты соединяются между собой по рисунку с помощью оловянной пайки, проводимой мощным паяльником.

В отличие от классической, в технике «тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража. Благодаря этому технику «тиффани» используют не только для витражных окон, ни и для изготовления множества разнообразных элементов интерьера, например, абажуров настольных ламп и люстр.

Абажур настольной лампы, изготовленный в технике «тиффани»

Все детали, «одетые» в медную рамку, после спаивания концов профиля, перед соединением в общую композицию прокатываются валиком, в процессе чего лента обжимает стеклянный фрагмент.

Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»

Пескоструйная техника

Пескоструйные витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком.

Узоры, нанесенные по пескоструйной технологии

Создание виражных картин по этой технике производится следующим образом:

  • Подготавливается прозрачный лист стекла, на поверхность которого накладывается и закрепляется трафарет рисунка.
  • Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струей под высоким давлением. Поверхность от такого воздействия теряет в прозрачности и становится матовой.
  • После завершения работ трафарет снимается со стекла, и на поверхности остается изысканный воздушный рисунок.

Этот вид витража не требует монтажа каркасов и сложной фигурной резки стекла, а также наклеивания пленки. Но, как уже говорилось, обязательным условием является наличие специального оборудования. При желании, конечно, можно заменить струю песка наждачной бумагой, но в этом случае придется сделать трафарет из тонкого металла, так как картон – непрочный материал, он начнет истираться, и не позволит воспроизвести точный рисунок. Кроме этого, ручная работа займет достаточно много времени., а качество, глубина прорисовки все равно будут уже не те.

Литая техника

Эту нечасто применяемую витражную технику можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования.

Витраж, выполненный в литой технике

Изготовить витраж в такой технике в домашних условиях весьма проблематично, так как здесь нужны, помимо оборудования, совершенно специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило подобные витражи являются авторскими художественными работами, и в практике частного домостроения практически использования не находят.

Техника травления

Техника создания на стекле рельефного рисунка путем травления предполагает применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы — диоксид кремния.

Техника травления позволяет получать глубокие рельефные рисунки

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

Браться самостоятельно, не имея практики, за подобную работу – не стоит. Работа со столь сильной кислотой требует предельной осторожности, так как можно запросто кожу или слизистые оболочки. Все операции проводятся в специальном защитном оснащении, в хорошо проветриваемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.

Расписной витраж

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины.

Одна из самых доступных техник — роспись по стеклу

Процесс работы над ним включает несколько этапов:

  • Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.
  • Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.
  • По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.
  • Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.

Как самостоятельно создать витражную картину по этой технике – будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока что можно сказать, что это – одна из наиболее доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению подобной росписи можно даже привлечь ребенка – ему будет очень интересно. Да и затраты, по сравнению со всеми другими техниками – минимальны.

Контурная заливная техника

Заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Подобная технология тоже отлично подходит для новичков, которые решили украсить свой дом витражами. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.

Узор, выполненный в технике контурной заливки

Первое, что нужно сделать — это перенести контур рисунка на стекло, методом обведения. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться, пока краска контура полностью просохнет.

После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости ее распределяют с помощью кисти. Краска заливается достаточно толстым в 1÷1,5 мм, ровным слоем, и по мере высыхания она должна давать гладкую поверхность без художественных мазков. Если по рисунку отдельным фрагментам витража нужно придать объем с помощью цвета, то необходимо приготовить заранее краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно образцу рисунка.

Необходимо заметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовых технологий способов, поэтому их можно смело назвать комбинированными. Например, чтобы упростить расписной или заливной метод, вместо красок используется цветная пленка. То есть вначале по рисунку на стекло наклеивается пленка, между фрагментами которой оставляется зазор в 3÷5 мм. Затем это просвет заполняется черной витражной краской, чем создается окантовка отдельных фрагментов общей мозаики.

Ознакомьтесь с мастер классом по трафаретной росписи стен своими руками, а также с фото и видео в специальной публикации на нашем портале.

Стили витражей

Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но, выбирая рисунок по этому критерию, следует, безусловно, опираться на оформление всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.

Стили витражей могут иметь множество подвидов, и из-за этого иногда даже достаточно сложно определить наиболее корректную классификацию рисунка. В этом случае рекомендуется опираться на особенности изображений, цветовую гамму и канонические характеристики.

Античный стиль

В основе античного стиля лежит древнегреческое и древнеримское начало. Уникальность и гармония элементов этих направлений не потеряли популярности в наше время, а, кроме того, многие детали более поздних стилей были заимствованы именно из античного.

Витраж с античными мотивами

Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из многочисленных фрагментов, и могут быть выполнены в любой из вышеописанных техник. Если принято решение придерживаться определенного направления, то важным условием является соблюдение характерных особенностей, присущих именно этому стилю:

  • Рисунок должен напоминать античную мозаику, содержащую греческие орнаментальные элементы — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажей с архитектурными сооружениями, имеющими детали, характерные для зданий того времени – колоннады, портики, треугольные фронтоны и т.п.
  • Достаточно часто при изготовлении витражей этого стиля применяются смешанные техники, с применением не только стеклянных фрагментов, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
  • Античные мотивы используются в витражах, устанавливаемых в виде фальшь-окон в ванной комнате, при оформлении стекол межкомнатных дверей, ну и, конечно же, для оконных проемов с естественной подсветкой.

Древнеегипетский стиль

Этот интерьерный и витражный стиль никогда не выходил из моды, с тех пор, как его принес в европейскую культуру Наполеон после своего похода в Египет. Витраж в древнеегипетском стиле с того времени не претерпел особых изменений, сохранив геометрию рисунка и теплую цветовую гамму.

Остаются в моде и древнеегипетские сюжетные темы

  • Характерными для древнеегипетского стиля цветами являются теплые охристые, песчаные, коралловые, оранжевые и желтые оттенки, которые отлично сочетаются с коричневым, насыщенным синим ультрамарином, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в тех случаях, когда имеют черное обрамление.
  • В данном стиле используются традиционные древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных, а также знаменитые иероглифы.
  • Для витража этого направления подойдет заливная, «тиффани», «фьюзинг», пленочная, а также классическая техники.

Египетский стиль витражей обычно используется для оформления ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален, из-за перенасыщенности деталями.

Готический стиль

Готический стиль возник в Западной Европе в период Средневековья, и активно развивался в XII ÷ XV веках. Со временем он становился сложнее, обогащаясь разнообразными элементами и оттенками.

«Холодный» готический стиль

  • В начальной стадии возникновения стиля на витражах изображались, в основном, картины с религиозными мотивами, а позже стали появляться фигуры символических животных, рыцарские турниры, а также сцены охоты.
  • Готические витражи имеют глубокие богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
  • Фрагменты картины обрамляются золотом, патиной или черненой медью, всем тем, что способно подчеркнуть принадлежность данного элемента интерьера к готическим мотивам.
  • Самые оптимальные техники исполнения витража в стиле готики — это заливной, роспись, «тиффани», классика, пленочная, а также комбинированная.

Нужно сказать, что для обычной квартиры этот стиль оформления интерьера будет мрачноват и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к холодному монументальному направлению в искусстве. Готический стиль больше подходит для больших залов приемов и высоких потолков католических церквей.

Цены на витражную пленку DELUXE

витражная пленка DELUXE

Индийский стиль

Индийский витраж возник много веков назад в качестве украшения оконных проемов для богатых домов Индии. В дальнейшем, как и многие другие стили, он обогатился и несколько разбавился сюжетами и мотивами других стран, но в целом —  сохранил свою самобытность.

Индийский стиль всегда отличается яркостью и разнообразием красок

  • Индийский стиль отличается яркостью красок, которые поднимают настроение — это оранжево-красный, ярко-желтый и зеленый, светло-голубой и другие, будто подсвеченные снаружи солнцем оттенки. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
  • Индийские витражи включают в себя изображения божеств, находящихся на фоне водной глади, и пышных растительных или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на любой картине этого стиля.

Классика орнаментов в индийском стиле — пейсли или, иначе, «огурец»

  • Для исполнения этого витража используется техника «тиффани», классическая, роспись и заливка.

Стиль модерн

Модерн прочно вошел в моду после художественной выставки, прошедшей в Париже в 1900 году, и, наверное, уже навсегда закрепился среди самых популярных стилей, как в художественном искусстве, так и в архитектурном оформлении.

Витраж в стиле модерн

Основная идея этого стиля — это первичность формы, то есть взят за основу постулат «форма важнее содержания».

  • Стиль модерн отличается плавными линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или растительная тема, а также направление легкой романтики.

На витражах, выполненных в стиле модерн, достаточно часто присутствуют кованые решетки, увитые густой зеленой растительностью с вкраплениями из цветов, или вазоны с установленными в них букетами необычных форм.

  • Витражи этого стиля выполняются в пастельных спокойных тонах, и поэтому отлично вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в комнате атмосферу тепла и уюта.
  • Витраж может быть выполнен в технике «тиффани», заливки, пленочной или росписи.

Стиль арт-деко

Со временем на смену сложным замысловатым переплетениям растений, кованым решеткам, различным сценам из жизни рыцарей и религиозной тематики пришли более простые формы современных стилей. Одним из них, который многим пришелся по вкусу, является стиль арт-деко.

Арт-деко — преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Появилось это направление в 20-х годах прошлого столетия, и было особо популярно вплоть до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко тоже достаточно часто применяется в оформлении современных квартир и домов.

  • Рисунки этого витражного стиля отличаются симметричностью расположения элементов, четкостью линий и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся рисунком.
  • Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеописанных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые могут быть вырезаны из стекла или пленки, а также вытравлены с помощью специальной кислоты или залиты краской.

Витраж в абстрактном стиле

Абстракционизм, как признанный стиль, появился в 1910 году, после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали применять для изготовления различных элементов для украшения интерьера, в том числе и витражей.

Абстракционистский стиль, наверное, не имеет границ для фантазии автора рисунка

Абстрактный стиль может быть выбран для различных интерьерных решений, так как в нем слилось несколько направлений витражного искусства.

  • Абстракционизм отличается многочисленностью правильных и неправильных по форме фрагментов, яркостью и сочностью красок, которые придают экспрессию всему помещению, где расположено художественное панно.
  • Витраж в абстрактном стиле выполняется в технике роспись, «фьюзинг», пленочном и заливки.

Выбрав подходящую для исполнения технику, витраж подобного стиля вполне можно изготовить самостоятельно – пределов для фантазии здесь просто не существует.

Детский витраж

Самым интересным и трогательным можно назвать детский витражный стиль. Разнообразие тем и мотивов детских мотивов дает большой простор для фантазии родителей, а к процессу эскизной подготовки вполне можно привлечь и детей. Чаще всего на подобных витражах изображаются герои любимых сказок и мультфильмов, а также стилизованные животные.

Витражи для детских комнат обычно изображают героев любимых мультфильмов

  • Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенку сразу было видно, что на нем изображено. Нужно продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые способны сделать картинку мягкой и спокойной, но в то же время яркой, привлекающей внимание.
  • Витраж можно расположить на часах или встроенном в шкаф зеркале, но не стоит делать его на окне, особенно если квартира расположена выше первого этажа. Окно – зона повышенной опасности, а ребенок даже несознательно будет тянуться к красивому яркому изображению.

Настенные часы с витражным оформлением

  • Кроме этого, в целях безопасности нужно хорошенько продумать технику исполнения картины. Она не должна состоять из отдельных фрагментов стекла, даже если они очень хорошо скреплены между собой. Должны быть полностью исключены острые рельефные выступы.

Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей хорошо подойдет пленочная, заливная и расписная техника, а еще лучше, если картина будет нанесена на безопасное синтетическое стекло.

Узнайте, как использовать лепнину в интерьере в различных стилях отделки, в специальной публикации нашего портала.

Разработка наброска и подбор материала

Изготовка витража начинается с разработки наброска, в процессе которой необходимо соблюсти ряд критерий:

  • Чтобы обеспечить устойчивость витража к механическим действиям, проект витража обязан иметь много крестообразных соединительных линий;
  • В случае если в процессе составления дизайн-проекта витражного окна употребляются широкие соединительные швы, откажитесь от узеньких и длительных частей, и втянутых и острых углов, что исключит возникновение трещинок в процессе нагрева;
  • По окончании кропотливого подбора рисунка для окна, составьте список используемых деталей и пронумеруйте их по цвету. Распечатайте готовый набросок, не забыв покинуть припуск для швов не меньше 0,126-0,127 см, что необходимо для оловянного пропоя;
  • Подготовьте монтажный стол и уложите на него раскроенный набросок, закрепив по бокам штапик, который разрешит обеспечить витражной композиции точные границы;

Важно! Позже изберите стекло для производства витражного окна. Современный рынок предлагает различные виды стекла и материалов для производства витражей, каковые различаются по цвету, интенсивности и толщине. Чтобы правильно подобрать стекло, набросок необходимо сделать в цвете. В случае если различия в стеклянных элементах не предусмотрены дизайн-проектом витража, необходимо подобрать стекла монотонной фактуры и толщины.

  • Позже приступите к резке стекла, зачем необходимо к нему приложить трафаретный набросок и по контуру каждого элемента провести маркером неширокую линию. Не забывайте, что все элементы пронумерованы и обводите только те, каковые принадлежат обозначенному колеру. Если вы работаете с фактурным стеклом, его резку необходимо оуществлять только на гладкой стороне. Резка стекла осуществляется на ровненькой поверхности, плавными движениями без нажима, способного привести к растрескиванию стекла. Чтобы не допустить возникновение сколов, в конце каждого движения необходимо ослаблять нажим.

Важно! В случае если необходимо сделать углубление для линзы (стеклянных шариков -элементов декора, воспользуйтесь шлифовальным станком, снаряженным камнем соответственного поперечника.

Процесс изготовления витражного стекла наливным методом

Этот метод хорош в тех случаях, когда обрабатываемое стеклянное полотно можно расположить строго горизонтально.

  1. Подготовьте к работе анилиновые краски. Сухие краски разводятся дистиллированной водой, размешиваются и тщательно процеживаются сквозь марлю. Затем смешиваются с эмульсией ПВА до консистенции сливок. В таком виде краски хорошо накладываются на стеклянное полотно и хорошо на нем держатся.
  2. Для проверки насыщенности тона, наносится слой краски на кусочек стекла и оставляется до просыхания. Осветляется тон добавлением эмульсии, а насыщается разведенным в дистиллированной воде пигментным красителем.
  3. Раствор красок наносится от края контура к середине фрагмента. Добавляя кисточкой новые мазки краски, следите за толщиной слоя. От этого зависит насыщенность витражной картины. После нанесения первого слоя дается время для полной полимеризации, затем наносятся следующие слои до достижения нужной насыщенности.
  4. Покрыв одним цветом нужные участки витража, кисточка тщательно промывается, обезжиривается и протирается насухо. Наливка следующего колера производится после просыхания соседних участков для предотвращения наплывов и смешивания красок разных цветов.
  5. Полностью просохшее витражное стекло покрывается прозрачным лаком. Лак дополнительно сцепит разрозненные витражные элементы и придаст полотну блеск.  По периметру оконного или дверного проема наклеивается резиновый уплотнитель. При установке витражного стекла в проем, резиновый уплотнитель сгладит неровности и обеспечит плотное примыкание к раме.

Тиффани

Одним из представителей классической технологии изготовления витражей считается Тиффани.

Витражи Тиффани

Витраж в технике Тиффани

Для работы понадобятся следующие материалы:

  • стекла разных цветов;
  • специальная медная фольга;
  • клей прозрачного цвета;
  • кислота для паяния;
  • припой;
  • любое имеющееся в хозяйстве моющее средство.

 В качестве специальных инструментов нужно подготовить:

  • алмазный стеклорез;
  • прибор для обточки срезов и сколов стекол или простой точильный брусок;
  • кусачки;
  • плоскогубцы;
  • тоненький паяльник.

Шаг 1. Начальный этап изготовления витража Тиффани – это создание эскиза. Желательно, чтобы картинка, разбитая линиями на отдельные фрагменты, была нарисована на листе плотного картона.

Эскиз

Шаг 2. На следующем этапе необходимо вырезать отдельно каждый элемент эскиза и обвести его маркером на кусках цветного стекла. Если для эскиза будет выбрана мягкая бумага, то обвести контур будет очень не просто, так как такая бумага постоянно мнется, именно для этого и применяется плотный картон.

Чертим деталь на стекле

Шаг 3. Теперь необходимо вырезать обведенные на стекле фрагменты при помощи стеклореза. После разрезания аккуратно обламываем излишки стекла. При работе со стеклом необходимо понимать, что сразу достичь идеальной линии разреза не получится. После обламывания останутся небольшие выступы, от которых нужно избавиться. Для этого идеально подойдут маленькие кусачки.

Вырезаем из стекла элементы витража

Шаг 4. Придерживая стеклянный элемент плоскогубцами, нужно кусачками отломить лишние выступающие элементы. Чтобы кусочки стекла при этом не разлетелись по всему помещению, используйте маленькую коробочку, куда и соберете весь ненужный стекольный мусор. Не забывайте, что держа стекло плоскогубцами, сильно зажимать нельзя, иначе можно его просто сломать.

Примеряем вырезанный кусочек на схеме

Шаг 5. После завершения операции по вырезанию элементов, переходим к обработке острых стеклянных кромок. Здесь нам очень пригодится специальная шлифовальная машинка.

Обработка кромок

Если же ее нет, то придется работать с точильным камнем. Это намного медленнее и утомительнее. Для того, что бы обработать кромке, необходимо следовать такому алгоритму:

  • для начала нужно положить точильный камень в некую посуду с водой таким образом, чтобы он полностью погрузился в нее;
  • после этого берем стеклянную заготовку и начинаем методично шлифовать ее кромки;
  • по завершении процедуры шлифовки приступаем к предварительной примерке;
  • все вырезанные и выточенные элементы выкладываются на эскиз;
  • на данном этапе определяется степень соответствия элементов первоначальному замыслу.

Выкладываем обработанные детали

Шаг 6. На данном этапе понадобится подготовленная заранее фольга. Она продается в виде неширокой ленты, одна сторона которой является клейкой.

Необходимо очень аккуратно обернуть этой лентой кромки каждого из стеклянных элементов будущего витража. Оборачивать нужно таким образом, чтобы с обеих сторон фрагмента выступали одинаковые по размеру полосы медной фольги.

Оборачиваем кромки фольгой

Для этого при обертывании медная полоса располагается по центру кромки стеклянного элемента. Для более плотного прилегания края фольги необходимо пригладить к стеклу. Для этих целей используйте только деревянную лопатку, так как металлическая может оставить царапины, которые испортят внешний вид всего витража. После окончания обертывания необходимо еще раз сложить все элементы в единый эскиз, чтобы в очередной раз убедиться, что все фрагменты подходят и находятся там, где положено.

Шаг 7. Следующий этап предполагает смазывание паяльной кислотой кромок стеклянных элементов, которые до этого уже обернули специальной фольгой. Лучше всего это делать ватным тампоном на палочке.

Промазываем стыки паяльной кислотой

При пайке, которая идет дальше в производственном процессе, кислота послужит флюсом. Нагретым паяльником цепляем часть олова и осуществляем припаивание элементов по кромкам. Тем самым соединяем фрагменты в единый витраж. Чтобы добиться максимального эстетического эффекта, нужно чтобы шов получался непрерывным и напоминал внешне вал. Добиться этого очень непросто и лучше всего потренироваться заранее.

Процесс пайки витража крупным планом

При пайке олово должно покрывать всю видимую часть фольги, при этом не только на кромке между элементами, но и на внешней их стороне. Необходимо сразу  определится, где будет размещен изготовленный витраж Тиффани.

Процесс пайки

Выполняем пайку с обеих сторон

Шаг 8. Завершив пайку, нужно помыть швы. Это необходимо для того, чтобы смыть остатки паяльной кислоты. Если она останется, то вступив в реакцию с оловом, со временем приведет к появлению ненужного мохообразного налета на его поверхности. Для данной процедуры можно воспользоваться тем, что всегда есть под рукой. Например, средством для мытья посуды.

Шаг 9. Завершающим этапом создания названного витража, является конечное покрытие оловянных швов патиной. Наносить ее нужно ватной палочкой или ватным тампоном. Сначала смочите тампон, а потом с силой вотрите патину в оловянные швы. После этого еще раз промойте готовый витраж и можно приступать к его установке.

Нанесение патины

Готовая работа

Где используется витраж

Термином «витраж» принято называть любые рисунки, нанесенные на стекло. Первые витражные окна делали из разноцветных кусочков стекла, спаянных между собой с помощью слюды. Позже рисунки стали наносить на стекла – технология существенно упростилась, что позволило снизить стоимость таких окон и сделать их более доступными.

Раньше витражными композициями украшали только замки и особняки знати, еще разноцветные стекла можно было увидеть в соборах и храмах, там лучистые потоки света выглядели особенно таинственно и празднично.

Сейчас же витражные окна стали более доступны, поэтому украсить свой дом разноцветными узорами может практически каждый. Но далеко не всегда такой декор будет уместным, чтобы использовать витражную технику в интерьере, нужно обладать хорошей долей вкуса.

Чаще всего разноцветными узорами украшают такие места в доме или квартире:

  • арки над входными дверями;
  • узкие высокие окна, которыми обрамляют двери частных домов, выходы на балконы или лоджии;
  • террасы или застекленные веранды;
  • продолговатые узкие окошки, расположенные горизонтально в верхней части стены (в коридорах, в ванных и туалетных комнатах);
  • отлично подходят витражные окна для столовых и кухонь;
  • стекла с рисунком можно использовать в детских комнатах, спальнях и гостиных, вставляя их в обычного размера раму;
  • отлично смотрятся витражи в панорамных окнах, занимающих все пространство от потолка до пола;
  • разного размера стеклышки могут вставляться в межкомнатные двери;
  • в двухэтажных коттеджах витражами принято украшать лестничный пролет.

Важно! С архитектурной точки зрения наиболее эффектно выглядят витражные композиции в габаритных окнах.

Отзывы потребителей о витражных окнах

Витраж из цельного плёночного полотна на все стекло

Они выдержаны исключительно в превосходных степенях. Понятно, что витраж – товар штучный, выполняется мастерами высокой квалификации. Тем не менее, среди благолепия отзывов удалось выловить рациональное зерно. А именно:

витражи следует наносить либо на триплекс, либо на закаленные окна. Не гоже, если такая красота и дороговизна погибнет из-за камушка, брошенного хулиганствующим подростком;

о плёночных витражах следует заботиться. Причем моющий состав (например, «Мистер Мускул») наносить не на витраж, а пропитывать им фланелевую тряпочку. А ей уже аккуратно протирать плёнку;

Фацетное остекление дверей

многие граждане и, в особенности, гражданки жалуются, что купили в магазине художественных принадлежностей «краски для стекла», а «рисовать ими на окнах не получается», «краски размываются, смешиваются».

Как показывают описания страданий этих рисовальщиков, они действительно пытались просто рисовать на стекле. Не делая свинцового оконтуривания рисунка и т.п. премудростей. Поэтому краски у них и растекались, смешивались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: